Казанские правозащитники обратились к прокурору татарстана
25 января 2006 года

По мнению правозащитных аналитиков, 2005 год показал, что нарушения прав человека продолжают иметь место, и в целом ситуация в Республике Татарстан не меняется. При этом именно безответственные должностные лица прокуратуры создают искусственные препятствия к восстановлению гражданами своих нарушенных прав, не осуществляя должный надзор над деятельностью сотрудников милиции. И это, в конечном счете, приводит к аналогичным нарушениям со стороны милиционеров, которые верят в свою «безнаказанность и «неприкасаемость».
Одной из главных проблем, выделенных при анализе дел, находящихся в производстве Правозащитного Центра названа неполнота проведенной проверки либо предварительного следствия.
Часто во время проведения таких «неполных» проверок следствие «обходит» стороной проверку действий или бездействий руководителей правоохранительных органов. Так, по уголовному делу по факту применения пыток в отделе милиции «60 квартал» Ново-Савиновского РУВД г. Казани к уголовной ответственности был привлечен лишь непосредственный исполнитель - бывший оперуполномоченный отдела уголовного розыска Владимир Лямзин. На сегодняшний день установлено (и этот факт отражен в приговоре Лямзину), что исполняющий обязанности начальник ОМ «60 квартал» Шишляев непосредственно находился в отделе, в то время как один из его сотрудников пытал задержанных.
В ходе анализа правозащитниками была вскрыта практика прямого игнорирования судебных решений прокурорскими работниками.
Любой человек вправе обжаловать решения и действия должностных лиц в суде, например постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если суд признал отказной незаконным и постановил его отменить и устранить недостатки, то прокурор обязан исполнить решение суда. Пострадавшие же надеются на надлежащее, а не формальное исполнение решений суда.
По мнению правозащитников, нередко сотрудники прокуратур Татарстана формально подходят к исполнению подобных решений судов, ограничиваясь отменой незаконных постановлений, вынесенных должностным лицом прокуратуры или органом внутренних дел, не устраняя при этом указных судом недостатков. И в этой части решение суда остается неисполненным. На практике дополнительная проверка проводится формально и вновь выносится отказной.
Примером такого нарушения является дело Рафаэля Сулейманова. В 2001 году он обратился в прокуратуру Авиастроительного района Казани за восстановлением нарушенных прав. Два судебных решения о признании незаконными постановлений о прекращении уголовного дела были исполнены районным прокурором. В первом случае, спустя девять месяцев. Во втором – спустя полтора месяца с момента вступления в законную силу постановлений суда. Недостатки же, указанные судом, не устранены до сегодняшнего дня.
С момента совершения самого преступления прошло уже 60 месяцев.
– На протяжении всего этого времени прокуратура полностью игнорировала мои просьбы, – негодует Рафаэль Сулейманов. – На многие мои ходатайства я вообще не получал ответа. Я понимаю, что если в прокуратуре мою проблему будут решать те же самые люди, что делали это 5 лет, дело не сдвинется с мертвой точки.
Еще одна проблема – ненадлежащее рассмотрение жалоб граждан. Многочисленные нарушения со стороны должностных лиц прокуратуры вынуждают пострадавших обращаться с жалобами на соответствующих прокуроров районов в Прокуратуру РТ, однако, эти жалобы в нарушение закона «О прокуратуре» направляются этим же прокурорам. Напомним, именно по этой причине 12 октября 2005 года жители Татарстана направили в Вахитовский районный суд 10 жалоб на действия сотрудников Прокуратуры республики Татарстан. Ранее жители республики неоднократно обращались к Прокурору Татарстана с просьбой отреагировать на действия или бездействия районных прокуроров, которые не рассматривали заявления граждан в полном объеме по существу и зачастую выносили необоснованные отказы в возбуждении уголовных дел.
Все полученные жалобы из республиканской прокуратуры были незаконно переадресованы тем самым прокурорам, действиями которых возмущались обратившиеся. Отчаявшись быть услышанными органами прокуратуры, пострадавшие решили искать защиты в суде.
Следствием неполноты проверок, отсутствия должного прокурорского надзора и бездействия прокуроров стала волокита при расследовании уголовных дел. Анализ выявил также целый массив решений работников прокуратуры, которые позже были отменены как незаконные или необоснованные.

Пресс-служба Правозащитного Центре города Казани